Виктор ТУРУЛО: «Население только выигрывает»

— Виктор Михайлович, если коротко, то какая из решаемых вами задач главная?
— Трудно выделить. Перед нашим территориальным фондом поставлено много разных задач, но одна из основных, которая, думаю, хорошо понятна и всем лечебным учреждениям, и всем страховым компаниям, это правильное и грамотное распределение средств по лечебным учреждениям. Надо ведь не только просто распределить эти финансовые средства, но и в течение всего года контролировать, чтобы они дошли до пациента, до медицинского работника. А ещё чтобы были созданы хорошие условия и в стационаре, и в поликлинике, чтобы медикаменты были качественные и их хватало, чтобы питание было нормальным, чтобы вовремя оплачивались коммунальные услуги, а зарплата была на уровне, обозначенном в Указе Президента РФ.
В этом году мы впервые утвердили ряд показателей по поликлиникам, были зарезервированы дополнительные деньги, которые мы выплачивали поквартально. И ряд лечебных учреждений выполнили эти показатели за девять месяцев на семьдесят процентов. Очень хорошие цифры и хороший стимул, потому что этим учреждениям выделяются сверх нормативов дополнительные деньги, которые идут в поликлинику — на первичное звено. Но, к сожалению, есть и такие поликлиники, которые выполнили свои показатели всего на пять – десять процентов. Мы совместно с департаментом здравоохранения провели заседание, на котором таким лечебным учреждениям было указано на недостатки, дано определенное время на их устранение.
— Много копий сломано на проблеме лишних коек. Сейчас в стационарах уже нет «лишних» больных?
— С 2018 года мы приводим стационарную помощь к федеральному нормативу. Сегодня он превышен на три с половиной процента. А всё то, что выше федерального норматива, должно финансироваться не за счет ОМС. Обязательное медицинское страхование финансирует помощь только согласно федеральному нормативу: скорая помощь, поликлиника, дневной стационар, круглосуточный стационар… Стараемся работать в рамках того, что должно быть. Это не значит, что стационарная помощь станет хуже. Мы повышаем тарифы. Но в стационаре должны находиться пациенты только по показаниям. Строго. Не просто, как говорится, «захотел — полежал». Страховые компании берут все показатели на экспертизу: если лечение не обосновано, к лечебному учреждению применяются штрафные санкции.
В этом году у нас согласно федеральному нормативу проводились экспертизы страховых компаний. Можно отметить, что лечебные учреждения в целом стали лучше оформлять истории болезни и всю медицинскую документацию и более качественно стали выполнять стандарты и порядки оказания медицинской помощи. Эту работу мы будем совершенствовать и в дальнейшем. Надо понимать, что территориальный фонд очень жестко работает со страховыми компаниями, мы проверяем после страховых компаний истории болезней, и если они нарушают какие-то определенные требования, то подвергаются штрафным санкциям. Две страховых компании подучили приличные штрафы.
— А учреждения вы штрафуете за «плохое поведение»?
— Нет. Помогаем. Мы проверяем их финансовую деятельность. У нас есть отдел, в задачи которого входит не только выявление нарушений, но и оказание методической помощи. Сейчас проверки проходят раз в два года, но мы можем проверить больницу и раз в год или, если это необходимо, провести внеплановую проверку. Нет такой цели — оштрафовать лечебное учреждение. Мы можем оштрафовать за финансовые нарушения, но не за лечебный процесс. Как правило, вместе работаем так, чтобы исключить в дальнейшем все нарушения. После страховых компаний проводим много экспертиз: берём медицинскую документацию и отправляем на другие территории, к независимым и не связанным «дружескими узами», специалистам, сравниваем заключения экспертов и приходим к определенным выводам. Лечебные учреждения часто не соглашаются с выводами страховых компаний, у нас есть комиссия по разногласиям, раз в месяц собираемся, разбираем и анализируем истории болезней в присутствии представителей страховых компаний и лечебных учреждений, находим золотую середину. Главное, пациент должен получить все необходимое, что ему положено. Порой не правы бывают лечебные учреждения, порой страховые компании перегибают палку. Мы стараемся все направить в нужное русло.
По результатам проверок делаем выводы, выясняем, почему не выполнены стандарты оказания медицинской помощи в лечебных учреждениях. Там, где есть серьезные нарушения, стараемся помочь в плане приобретения оборудования, в департаменте заседает комиссия, мы предоставляем информацию о том, что в таком-то лечебном учреждении невозможно проводить, к примеру, УЗИ-исследование, потому что аппарат вышел из строя и не подлежит ремонту. Выделяются средства для покупки необходимого оборудования. Это тоже наша функция — помогать лечебным учреждениям.
— Все увереннее сейчас говорится об ответственности самих пациентов за свое здоровье. Если беречь его смолоду, можно как бы и самостоятельно «убежать» от инфаркта, а медицине нашей, разумеется, делать меньше дорогостоящих сложных операций…
— Мы активно рекламируем здоровый образ жизни, есть отдел по защите прав застрахованных, одно из направлений его деятельности — социальная реклама. Даём советы, как вести себя при инфаркте, как уберечься от него, выпустили ролики по инсульту, появится скоро такая информация на городских улицах и площадях, у нас круглосуточно работает контакт-центр, куда могут обратится за консультацией по любому вопросу как пациенты, так и медики.
Но в области оказывается высокотехнологичная медицинская помощь, и мы подошли уже к федеральному нормативу. Такая помощь оказывается в первой областной больнице, в первой, второй и четвертой городских больницах, в детской областной больнице, в онкологическом диспансере, в Брянской ЦРБ, в железнодорожной больнице. Они предоставляют свои планы на следующий год, мы их рассматриваем. В следующем году планируется, например, увеличить количество стентирований, приобретено два аппарата для проведения коронографии, буквально с нового года они должны заработать. Они будут установлены в первой городской больнице и в кардиодиспансере. Два аппарата работают в Брянской областной больнице №1. Мы рассчитываем, что этой помощью будет охвачено значительно больше населения, и это положительно скажется на показателях сердечно-сосудистой заболеваемости, на показателях снижения смертности населения в целом. Конечно, очень важно выявить патологию не тогда, когда уже случился инфаркт, а на раннем этапе заболевания. И я с вами согласен — важность высокой ответственности самого пациента за свое здоровье трудно переоценить. Нужно вовремя и регулярно проходить все профилактические обследования, хорошо знать дорогу в свою поликлинику.
— В одном учреждении семьдесят процентов, в другом пять. От чего такой разброс?
— Много разных факторов. Кадры — это одна причина. Оборудование — вторая причина. Но много зависит и от организации лечебного процесса в учреждении. Смертность общая, смертность населения трудоспособного возраста, вызовы скорой помощи — они превышают федеральный норматив, четверть их необоснованные. У каждого есть мобильный телефон, нажать кнопку можно, не сильно задумываясь о том, необходима ли скорая медицинская помощь в данном конкретном случае? А ведь это деньги, расходы. Машина отвлекается на этот вызов и не успевает попасть туда, куда, действительно, должна попасть срочно, чтобы спасти жизнь человеку, для которого каждая минута — вопрос жизни и смерти… Но еще важна роль коллектива: почему-то у одних получается работать рационально, а у других не совсем получается. Казалось бы, почти равные условия, но, что интересно, не получается часто у тех, у кого финансирование получше.
— Любая отрасль работает на определенные показатели, у нас в медицине сейчас среди главных — рождаемость.
— Для повышения рождаемости созданы замечательные условия: и перинатальный центр мирового уровня, и отличные роддома в областной больнице, в Новозыбкове, в Клинцах, в Жуковке, в Дятькове… Есть роддома первого уровня, где должны проходить нормальные роды, но проблема в том, что роды с патологиями превалируют. Поэтому и создаются условия, чтобы помочь матери родить здорового ребенка. Если он родился с патологией, ему сегодня может быть оказана квалифицированная помощь.
— Перинатальный центр востребован, работает на полную мощность?
— Он востребован, там протекают сложные роды, очень востребована детская реанимация… К большому сожалению, очень много таких детей, которым требуются реанимационные условия и оказание высокотехнологичной медицинской помощи… Могу точно сказать, что сегодня мы имеем лучшие результаты в сравнении с теми, которые были до того, когда не было перинатального центра.
— Вы стоите на защите прав застрахованных граждан… Часто жалуются?
— Сейчас жалоб стало значительно меньше. Результаты работы дают плоды: и в плане оснащенности, и в плане качества оказываемой помощи наше здравоохранение сделало большой шаг вперёд. И деонтология — уже слово понятное, грубости во взаимоотношениях персонала с пациентами и наоборот — пациентов с персоналом — стало меньше, культура подросла. У нас не только есть контакт-центр. Мы ездим по районам, проводим встречи с населением, всем всё разъясняем. Люди знают, куда обратиться, если возникли трудности: можем очень быстро решить проблему с лечебным учреждением, чтобы помочь пациенту.
Через месяц после сдачи реестров анализируем ситуацию: побывал пациент на приёме или получил другую медицинскую помощь, мы видим, кто куда обращался и с какими заболеваниями. Часто выборочно звоним пациентам и уточняем, как с ними обращались, что им делали, за что они платили. Потом разговариваем с администрацией учреждения. Очень многие благодарны, но бывают и негативные моменты. Если их всего один – два, это не говорит о том, что нарушена система, но если из тридцати случаев проблемы возникают в десяти, то с департаментом здравоохранения и с главными врачами, начмедами, главными врачами поликлиник решаем проблему устранения «системной ошибки».
— Совместная работа позволяет четче анализировать причины?
— Конечно. Фонд может видеть, что и в каком лечебном учреждении работает не так. И оснащенность медикаментами, и обоснованность оказания стационарной помощи, как работает оборудование, как кормят пациентов. Все же сегодня в электронном виде…
— Ни спрятаться, ни скрыться…
— И рецепты, и больничные уже электронные. Пациенту не надо его с собой носить и подписывать… У доктора есть электронная подпись, он отправляет рецепт в аптеку. Особенно это удобно для льготников, не надо бегать по кабинетам. Они просто приходят в аптеку и там им выдают лекарство.
Кстати, все проконтролировать каждый может в своем личном кабинете. У себя на мобильном телефоне. Вы увидите и этот рецепт, и куда он выписан, увидите, кто вас смотрел, кто не смотрел…
— Приписки бывают?
— Они сейчас никому не нужны. От них не зависит финансирование лечебных учреждений.
— Высокотехнологичная медицинская помощь есть, оборудование суперсовременное есть… Но насколько оно доступно для всех?
— На сегодняшний день есть определенное задание и мы его выполняем, оказываем такую помощь всем пациентам. Заложены тарифы, которые окупают всю эту помощь. Они усредненные. С первого января тарифы ещё повысятся. Увеличивается финансирование на двадцать процентов, увеличивается и заработная плата, по дорожной карте врачи должны получать с нового года в среднем сорок шесть тысяч, средний и младший персонал двадцать три тысячи. Но у нас в приоритете пациент. Для него должны быть созданы комфортные условия, должно быть в полном объёме обеспечено поступление лекарственных средств, он должен гарантированно проходить все назначенные обследования.
Не всегда пациент знает, что ему положено и что ему показано. В этом плане учреждения должны работать предельно четко, не лениться лишний раз объяснить. Мы всегда разъясняем, что ОМС может, а что нет. Иногда бывают жалобы на качество медицинской помощи. Они становятся предметом тщательного анализа. Всю документацию по такой жалобе мы отправляем на «другую территорию», чтобы исключить предвзятое отношение. Есть реестр экспертов, мы звоним в Смоленск, Курск, Москву, в Московскую область, Санкт-Петербург… они независимые. Любая смерть в стационаре — обязательная экспертиза страховой компании, завышение по койко-дням — обязательная экспертиза, любой инсульт — экспертиза, любой инфаркт — экспертиза. Мы обязаны выполнять требования закона.
— Что нового в диспансеризации?
— В этом году диспансеризация взрослого населения проходит с помощью страховых компаний. Это первый такой год. Есть население, которое подлежит диспансеризации, составлены списки, мы распределили всех по страховым компаниям, которые приглашают людей. Процентов двадцать – тридцать пациентов приглашаются с помощью смс-сообщений. Обзваниваем пациентов разных лечебно-профилактических учреждений, которые проходили диспансеризацию, и выясняем в вежливой форме, сколько и каких они прошли исследований. К сожалению, пока еще далеко не все наши пациенты привыкли следить за своим здоровьем…
— Хотя всё ведь бесплатно?
— Да. И второй этап, на котором идут дополнительные обследования, тоже для пациента абсолютно бесплатный. Фонд выделяет на это деньги. В следующем году диспансеризация будет продолжена, но будут изменены условия ее прохождения. Немного изменится спектр обследований, больше средств будет сосредоточено на главных направлениях. Как я уже говорил, наша общая задача — выявлять патологию на ранних стадиях. Особенно это касается онкологических заболеваний. Больше затратим денег на обследования и на лечение, но самое главное — сохраним и продлим человеку жизнь.
— Заметно больше внимания сейчас стало уделяться пожилым людям, это радует.
— У нас уже работают отделения медицинской паллиативной помощи, в новом году будут открываться новые койки такой помощи. С первого января в госпитале для ветеранов войн отроются тридцать гериатрических коек. Стоимость их выше, чем у обычной соматической койки, но такие койки нужны, и они будут профинансированы по системе ОМС. В нашей области много престарелого населения, а с учетом увеличения продолжительности жизни его будет еще больше. Сейчас койки в госпитале, а потом будем открывать их и в районах, уже проходят обучение врачи-гериатры.
— В этом году был взят курс, если можно так сказать, на объединение разрозненных сил — некоторые медицинские учреждения органично влились в состав других более мощных. Какие в этом плане перспективы?
— Объединение продолжится. У нас уже Жирятинская ЦРБ вошла в состав Брянской ЦРБ, Жуковская ЦРБ стала межрайонной больницей, к ней присоединилась Рогнединская ЦРБ… Это не ухудшит качество оказываемой помощи населению, а улучшит его. Средства выделяются на одного застрахованного. Если населения в районе мало, то никаких денег не хватит на содержание большого штата врачей и медсестер. Полного спектра специалистов не получится. Теперь же врачи, которых не было, например, в Рогнедино, будут приезжать из Жуковки и вести приём, потому что население Рогнедино прикреплено к жуковской больнице. Задача главного врача — оказать качественную медицинскую помощь в полном объеме всем, он теперь отвечает за два района. Понятно, что от объединения население только выигрывает.

— Беседовал
Владимир ВОЛКОВ .
Фото автора .
 
По теме
Прокуратурой Унечского района проведена  проверка по обращению местной жительницы по вопросу неоказания отделением скорой медицинской помощи ГБУЗ «Унечская ЦРБ» медицинской помощи  ее  престарелой матери.
В Брянске осудили директора УК за падение 12-летнего ребёнка с горки - Телеканал Городской Пострадавший получил тяжкий вред здоровью. В Брянске вынесли приговор по уголовному делу в отношении 41-летнего директора управляющей компании многоквартирных домов в Фокинском районе.
Телеканал Городской
В Брянске студента из Таджикистана задержали за оправдание терроризма - БрянскToday.Ru На два месяца он взят под стражу Бежицкий районный суд Брянска рассмотрел ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего гражданина Республики Таджикиста
БрянскToday.Ru
По страницам любимых книг - Суражская районная библиотека      В дни весенних школьных каникул во всех библиотеках страны традиционно проводится Неделя детской книги.
Суражская районная библиотека
Неделя детской книги - Клинцовский район С 25 марта по 29 марта в дошкольной группе филиала Оболешевская начальная общеобразовательная школа Смотровобудской школы прошла неделя детской книги.
Клинцовский район