Что проходят современные школьники на уроках литературы?
Список "100 книг" для российских школьников, предложенный министерством образования в январе этого года, успел нажить себе множество самых разных врагов. Против него выступили не только общественные и родительские организации, но и депутаты Государственной Думы, которых чуть позже поддержал сам Владимир Путин. Президент обратил внимание на отсутствие в списке большинства произведений русской литературы и посоветовал его составителям прислушаться к справедливой критике. Правда, впоследствии оказалось, что книги, включенные в список, носят не рекомендательный характер. Но страсти продолжают кипеть до сих пор...
Останутся ли современные школьники без классической литературы? Какие произведения проходят сейчас? И что входит в этот пресловутый список "100 книг"? На эти вопросы корреспонденту vBryanske.com ответил начальник отдела развития общего и дошкольного образования департамента образования и науки Брянской области Игорь Иванов.
Классику никто не тронетИгорь Анатольевич, неужели современные школьники останутся без русской классики?
Совсем нет. В примерную программу по литературе, а также в учебники литературы, допущенные и рекомендованные для изучения в начальной, средней и старшей школе, традиционно входят произведения, по которым учились многие поколения. Это произведения Пушкина и Лермонтова, Тютчева и Фета, Тургенева и Некрасова, Толстого и Достоевского, те книги, которые составляют фундамент русской классической литературы.
Что из зарубежной литературы входит сейчас в школьную программу?
Классика неприкосновенна
В примерную программу по литературе включены для текстуального изучения такие произведения зарубежных авторов, как "Любовь к жизни" Джека Лондона, "Щелкунчик и Мышиный король" Гофмана, "Дары волхвов" О’Генри, "Дети капитана Гранта" Жюля Верна. Для обзорного изучения включены произведения Конан Дойла "Затерянный мир" и "Горбун", повесть Джерома Клапки Джерома "Трое в лодке, не считая собаки" и роман Джерома Дэйвида Сэлинджера "Над пропастью во ржи". Выбор произведений зарубежной литературы весьма достаточен, но случается, что не хватает времени на чтение и обсуждение их, и поэтому произведения зарубежной литературы выносятся на внеклассные занятия в 5-8 классах и проекты в 9-11 классах.
Составление программы — творческий процессКак изменилась школьная программа в последние годы?
Причем не только русская классика, но и зарубежная
Существенных изменений в программе по литературе в последние годы не происходило. Но вопрос этот всегда заслуживал особого внимания. Ведь литературный процесс не стоит на месте. Новые авторы создают новые произведения. И из-за этого поднимается вопрос о пересмотре содержания программ, который может привести к неравноценной замене ряда классических произведений современными. Это, безусловно, тревожит. Мы разделяем мнение президента Владимира Путина о том, что нельзя допустить исчезновения из программы тех произведений, которые составляют историческое, культурное и нравственное наследие нашей страны.
Вместе с тем следует отметить, что в составлении своей рабочей программы учителя литературы могут предложить собственный подход и к структуре учебного материала, и к расширению объема содержания программы для формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации обучающихся.
Какие произведения современных авторов изучают брянские школьники?
Все течет, все меняется. В том числе и школьная программа
В программу по литературе в качестве обязательных для обучения не включены конкретные произведения литературы последнего десятилетия. Брянские педагоги знакомят школьников с произведениями Виктора Астафьева, Александра Солженицына, Татьяны Толстой, Людмилы Улицкой, Бориса Акунина, Виктора Пелевина и других авторов на обзорных уроках, на внеклассных мероприятиях, а также при руководстве исследовательской деятельностью учащихся.
О списке "100 книг"Какие произведения входят в этот список?
Здесь мы найдем и "Белый пароход" Айтматова, и "Алые паруса" Грина, "Моабитскую тетрадь" Джалиля и "Землю Санникова" Обручева, "Беседы о русской культуре" Лотмана и "Историю России в рассказах для детей" Ишимовой. Книг в этом списке, кстати, более ста.
Так почему же этот список так сильно критикуют?
Дискуссии по этому поводу вполне естественны. В них включаются люди различных профессий, разного возраста, разных политических взглядов. У каждого свое представление о жизни, но всех объединяет неравнодушное отношение к тому, какие нравственные уроки получают школьники из книг.
Идея создания такого списка прозвучала в статье Владимира Путина "Россия: национальный вопрос", затем переросла в поручение и нашла свое закрепление в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 года №602 "Об обеспечении межнационального согласия", где Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации поручено было обеспечить до сентября 2012 года подготовку согласованных с Российской академией наук, заинтересованными общественными объединениями и религиозными организациями предложений по формированию перечня книг, в том числе по истории, литературе и культуре народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам для самостоятельного прочтения.
Список "100 книг" - инициатива президента Владимира Путина
В самой идее заложено, что это будут не произведения, входящие в обязательную программу для изучения на уроках литературы. Это перечень книг, доступных для самостоятельного восприятия и осознания учащимися, произведений, которые без "программной назидательности" помогут растущему человеку самостоятельно понять, что в жизни имеет истинную цену, каким должен быть человек и гражданин. Книг, способных воспитать у гражданина многонационального государства толерантность по отношению к людям иных национальностей, народов, к их обычаям, образу жизни.
Задачей проекта "100 книг" является формирование компетентного, развивающегося читателя, мотивированного на чтение.
Почему именно 100 книг? Может нужно больше?
На мой взгляд, число выбрано оптимальное: за меньшее число не ратует ни один из участников разгоревшейся дискуссии, а в большем количестве формирующемуся сознанию будет легко "заблудиться". Ведь чем больше выбор, тем сложнее остановиться на чем-то конкретном. Да и перечень "100 книг" не является чем-то обязательным, не допускающим выхода за его границы. Это всего лишь рекомендательный список. В ходе состоявшегося обсуждения таких списков было предложено очень много, и многие из них имеют полное право на существование. Кстати, вместе с федеральным списком готовятся и региональные.
Беседовал Дмитрий Радченко