«Почта Банк» у многих жителей Брянской области ассоциируется с образом известного актера Сергея Гармаша. Хрипловатый голос, задорная улыбка, очень простые слова. Собственно, простота и доступность – это часть идеологии одного из самых молодых российских банков. И уже одного из самых заметных. Не обратить внимание на него сложно, так как количество отделений «Почта Банка» на сегодняшний день достигло почти 13 тысяч. Это не только огромная сеть, но и огромные возможности. А для населения – лучшая доступность.
О том, как давались банку первые шаги, и что получили жители Брянской области и всей России, «Брянским новостям» рассказал вице-президент, директор по развитию розничного бизнеса «Почта Банка» Григорий Бабаджанян.
– Для чего создавался банк на перенасыщенном рынке? Оправдалась ли основная идея?
В России было, как ни удивительно, уже были попытки учредить почтовый банк. Для чего? Основных причин две. Первая – создание розничного банка-лоукостера с очень легкой инфраструктурой, где нет в каждом отделении управляющего, заместителя управляющего, кассира, охранника. При этом стояла задача обеспечить максимальное присутствие по всей стране, включая самые отдаленные и труднодоступные регионы России. Мы создали банк, который может предложить клиентам более выгодные условия: выше ставки по депозитам и проценты по кредитам ниже среднерыночных за счёт низких операционных затрат на обслуживание сети. Вторая идея заключается в том, что «Почта Банк» фактически стал частью инфраструктуры страны. Почта в удаленных населенных пунктах часто бывает единственным представителем государства. Почтовый банк – идея давняя, первый из таких банков был создан 140 лет назад в Японии.– На каких условиях банк занимает площади в отделениях связи?
«Почта Банк» развивает два формата присутствия. Первый – клиентский центр с окнами продаж внутри почтового отделения, оборудованный банкоматом. Второй формат предусматривает предоставление базового набора банковских услуг сотрудником почты, прошедшим дополнительное обучение. Ежегодно «Почта Банк» перечисляет Почте России инфраструктурный платёж. За 2016 – 2017 гг. эта сумма составила практически три миллиарда рублей, до конца года она превысит эту отметку.– Какими цифрами выражается приток клиентов? Первоначальные расчеты оправдываются?
Да, оправдываются. На 1 ноября в Брянской области 26 678 активных клиентов, в среднем в каждом отделении «Почта Банка» в регионе ежедневно обслуживаются 236 человек. Кредитный портфель превысил 2 млрд рублей, депозитный 1,2 млрд рублей.–Каков процент отделений связи Брянской области, в которых располагается «Почта Банк»?
Всего в регионе 554 отделения Почты России. В 128 из них на данный момент работает «Почта Банк». Т.е. это где-то 23%.– Какой сетью представлен «Почта Банк» в Брянской области?
Уже 42 окна в отделениях Почты России работают с нашими сотрудниками, из них 15 – в Брянске. Представительств агентского формата у нас уже 99, и сеть будет развиваться. Установлены 30 банкоматов и 116 терминалов, через которые клиенты могут оплатить кредит, открыть депозит, пополнить счет и т.д. Работники почты проходят обучение, они могут принимать платежи, выдавать карты. При этом мы их курируем. Также есть 3 флагманских клиентских центра - это самый полный формат обслуживания. Еще раз повторюсь, что наша цель – максимальная доступность. Человек должен в любой деревне иметь возможность открыть банковский счет, оформить кредит или депозит, получить полноценную консультацию по финансовым услугам.– Все ваши клиентские центры оснащаются по одному стандарту?
Если говорить об отделениях почтовой связи, то это, безусловно, один стандарт, определяющий оформление и другие условия. Но площадь помещений разнится, поэтому все решается на месте. К стандартному оснащению, помимо компьютера и мебели, относится и банкомат или pos-терминал.– Почтовики довольны соседством?
У нас серьезная поддержка со стороны Почты России. С руководством почты мы выстраиваем горизонтальные отношения на местах, которые позволяют быстро решать вопросы. Сотрудники почты – агенты банка получают существенные прибавки к зарплате за продажу продуктов банка.– Можно не сомневаться, что болезни роста пройдут быстро, так как идея удачная. Но не возникнет ли другая опасность? Несколько лет назад в районах Брянской области банки стали закрывать свои отделения, объясняя это тем, что они убыточны. У вас есть такие сложности?
Начнем с того, что «Почта Банк» заинтересован в том, чтобы обеспечить максимальную доступность финансовых услуг жителям всей нашей страны, включая отдаленные и малонаселенные регионы. Это наша социальная миссия. И мы ее выполняем. Очень сложно содержать полномасштабное отделение в селе, где проживает не более 500 человек. Нам же для работы необходимы только почтовое отделение и качественный канал связи. В небольших населенных пунктах работники почты, пройдя дополнительное обучение, сами оказывают банковские услуги, используя pos-терминал. Мы забрались в самые удаленные от центра регионы - так, буквально на днях «Почта Банк» начал работать в пгт. Угольные Копи в Анадырском районе Чукотского автономного округа.– Как приходят клиенты в «Почта Банк»?
Многие пришли в банк, увидев нашу рекламу, вывеску или по совету родственников/друзей. Наша задача – привлечь людей, рассказать им о наших возможностях и преимуществах. Мы планируем, что благодаря нам у большого количества людей появится дистанционный доступ к качественным банковским сервисам. Наш мобильный банк очень удобен – все можно посчитать, посмотреть, можно оплатить услуги ЖКХ, налоги, пополнить баланс мобильного телефона или перевести деньги родственникам, не выходя из дома. Также нам интересно, конечно, работать с пенсионерами, чтобы они получали пенсии через «Почта Банк». Люди приходят за кредитами – поток очень мощный. Причем в том случае, если вы получили кредит, скажем, под 19 процентов, но его дисциплинированно выплачиваете, банк со временем пересчитывает кредит по ставке 14,9 процента, а разница возвращается на счёт. Клиент получает немалую выгоду. Эта услуга называется «Гарантированная ставка».– Какие еще услуги востребованы в Брянской области?
Одним из базовых продуктов является «Сберегательный счет». Он открывается совершенно бесплатно и доступен каждому. Это идеальное предложение для тех, кто хранит на карте какую-либо сумму и хочет, чтобы его накопления приумножались. При этом «Почта Банк» готов предложить клиентам высокие ежемесячные процентные ставки: 7% годовых при остатке на счете от 50 тысяч рублей для зарплатных клиентов и пенсионных клиентов, 6% – для всех остальных. Сберегательный счет «Почта Банка» обеспечивает своим владельцам возможность получать доход и одновременно не ограничивает доступ к размещенным на нем денежным средствам. Клиент может свободно распоряжаться своими деньгами, ограничений по пополнению и снятию нет. Бесплатно к счету клиент получает карту национальной платежной системы «Мир». Пополнить счет можно как через банкомат или терминал в любом отделении банка, так и через мобильное приложение. При этом пополнение счёта и снятие средств в банкоматах группы ВТБ – без комиссии– Это население оценило?
Да, ощутило и оценило. Особенно пенсионеры и зарплатные клиенты. Переводя к нам средства, они понимают, что это тот же самый банковский счет, но на него будут еще дополнительно начисляться до 7% годовых. У нас есть также категория клиентов, которые предпочитают делать покупки через Интернет. Для них мы разработали специальный продукт - Пакет онлайн покупателя. Он решает сразу несколько важных задач. Во-первых, позволяет вернуть разницу в цене, если вы нашли этот же товар дешевле в другом магазине на территории России. Во-вторых, если товар оказался бракованным, можно бесплатно починить его или вернуть полную стоимость. А в-третьих, если вещь не подошла или отличается от заказанной, покупателю гарантированно вернут стоимость обратной отправки товара продавцу. Но самая значительная часть услуг – это, конечно, кредитование и вклады. Банк может гарантировать сегодня ставку 14,9%. Ее многие рекламируют, но мало кто дает. Клиент приходит, ему говорят: «Да, ставка 14,9%, но лично вам – 24%». И люди к этому привыкли. А мы гарантируем, что клиент получит 14,9%. Это мощное предложение. Что касается вкладов, то тут нам тоже удается переигрывать рынок.– Понятно, что не каждый раз банку нужно изобретать велосипед. Какие-то зарубежные идеи вы используете?
В прошлом году Президент «Почта Банка» Дмитрий Руденко вместе с командой топ-менеджеров с дружеским визитом посетил Почтово-сберегательный банк Китая. Российский и китайский почтовые банки имеют много общего с точки зрения модели бизнеса и могут эффективно обмениваться опытом для достижения стоящих перед компаниями целей. Китайских банкиров заинтересовал опыт «Почта Банка» в части digital – разработка мобильного приложения, «Пакет онлайн-покупателя», а также динамичное развитие кредитного портфеля «Почта Банка». В Германии, Франции, Италии почтовые банки работают давно и успешно. Мы учимся работать с почтовым клиентским потоком, ориентируясь на лучшие западные и азиатские аналоги.– А каких населенных пунктах Брянской области работает «Почта Банк»?
«Почта Банк» работает в 67 населенных пунктах региона. Это не только крупные города, такие как: Брянск, Новозыбков, Стародуб, Клинцы, Сельцо, Фокино, но и небольшие сельские поселения: Дубровка, Локоть, Клетня, Комаричи, Белые Берега, Бело-Бережский санаторий, Нетьинка, Домашово, Отрадное, Новосёлки, Новые Дарковичи, Свень, Супонево и т.д. Кроме крупных точек, есть 537 точек партнёров в торговых центрах. В целом мы считаем, что наша общественная миссия – сделать доступным банковский сервис на максимальной территории, предоставляя услуги по справедливой цене.