В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации, законом Брянской области от 08.11.2010 № 94 «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области», законом Смоленской области от 08.07.2015 № 102-З «О порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории Смоленской области» установлена обязанность органов местного самоуправления по осуществлению муниципального земельного контроля.
В Смоленской области полномочия земельного контроля закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов, в Брянской области они были отнесены к вопросам местного значения сельских поселений.
В соответствии с Правилами взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1515, уполномоченные органы муниципальной власти обязаны в установленный срок представлять в органы госземнадзора, в частности, в Управление Россельхознадзора по Брянской и Смоленской областям проекты планов по муниципальному контролю на предстоящий период.
Органы муниципального контроля в должной мере не исполняют обязанности, возложенные на них законодательством, по планированию контрольной деятельности, выявлению и закреплению нарушений, подготовке качественных документов по результатам контроля.
Так, в 2017 году на согласование в Управление поступило 28 таких проектов планов из 20 районов: в том числе 17 — в Брянской области (из 9 районов) и 11 — в Смоленской области.
По результатам рассмотрения Управлением согласовано 5 проектов планов по муниципальному земельному контролю на 2018 год, в том числе 2 — в Брянской и 3 — в Смоленской области.
В течение 2017 года в рамках муниципального земельного контроля в Управление от органов местного самоуправления на рассмотрение поступило 324 материала внеплановых проверок, в том числе 26 – в Брянской и 298 – в Смоленской области. По результатам их рассмотрения Управлением возбуждено 180 дел об административных правонарушениях: в Брянской области – 1, в Смоленской – 179. Вынесено 144 определения об отказе в возбуждении административных дел.
Основными причинами отказа являлись нарушения, допускаемые органами муниципального земельного контроля при проведении проверок в части отсутствия основания для проведения внеплановых проверок, нарушения порядка уведомления лиц о проведении проверки, наложения в сроках проведения осмотра земельных участков, нарушения в оформлении результатов проверки и другие.
В 2017 году Управлением в отношении органов местного самоуправления проведено 76 контрольно-надзорных мероприятий.
Проверками установлено, что муниципалитеты исполняют обязанности, возложенные на них законодательством, не в должной мере.
Одним из самых распространенных нарушений является неисполнение органами местного самоуправления требований по организации сбора и вывоза отходов производства и потребления. Это приводит к образованию многочисленных стихийных свалок.
Имели место факты предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения для недопустимых видов использования, таких как добыча полезных ископаемых, размещение отходов производства и потребления, строительство автостоянок, АЗС.
По фактам присвоения незаконных для сельскохозяйственных земель видов разрешенного использования информация была направлена в прокуратуру Краснинского района Смоленской области. По вынесенному прокуратурой протесту вид разрешенного использования земельных участков приведён в соответствие с утверждённым классификатором.
По результатам проведенных проверок органов местного самоуправления выявлено 53 нарушения земельного законодательства. Виновные лица привлечены к административной ответственности. Главам администраций районов и сельских поселений внесено 51 представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Для сведения:
Законом Брянской области от 25.12.2017 № 109-З внесены изменения в пункт 1 статьи 3 Закона Брянской области от 08.11.2010 № 94-З «О порядке организации и осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципальных образований Брянской области», согласно которым с 1 января 2018 года полномочия по МЗК в Брянской области закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов.