Людмила Федотова: «Идём навстречу пациентам»

— Людмила Леонидовна, у вас сегодня, можно сказать, мощное учреждение здравоохранения: практически две поликлиники в одной, прекрасное стоматологическое отделение, дневной стационар, центр здоровья…
— В нашей поликлинике три корпуса: на Ульянова, 37-а, на Литейной, 13 и на ХХII съезда, 4. Мы оказываем квалифицированную медицинскую помощь по многим направлениям, и это не только лечебно-профилактическая помощь, но и стоматологическая. Наш центр здоровья может посетить каждый житель города Брянска, независимо от того, к какой поликлинике он прикреплен. Он доступен для всех. Принимаем самое активное участие в профилактической работе. Только что, например, наш центр здоровья вместе с волонтерами провел профилактическую акцию, посвященную Всемирному дню профилактики инсультов.
Дневные стационары — у нас их два: терапевтический и хирургический — очень востребованы. Хирургический стационар — профильный, в терапевтическом стационаре кроме терапевтических есть кардиологические и неврологические койки, без отрыва от производства и от домашних дел наши пациенты в течение десяти – двенадцати дней могут получать необходимую медицинскую помощь.
— Эта система оправдала себя?
— Дневные стационары очень востребованы, потому что сами пациенты поняли преимущества такого лечения и с удовольствием идут туда. Это удобно для них и, с экономической точки зрения, выгодно здравоохранению. Затраты на лечение меньше, чем в круглосуточном стационаре, а качество оказываемой медицинской помощи стандартно высокое.
Мы проводим профилактические медицинские осмотры, заключаем договора с такими большими предприятиями, как, например, Брянский машиностроительный завод, но кроме того у нас активно работают в этом направлении выездные бригады. Они участвуют и в диспансеризации. Мы как бы идём навстречу нашим пациентам. К тем, кто не может самостоятельно прийти к нам в поликлинику, выезжают участковые врачи. Все пациенты предупреждены заранее о том, что к ним домой приедет наша выездная бригада, они знают, какие процедуры будут проведены: у них возьмут кровь, другие необходимые анализы, сделают кардиограмму. А потом их в обязательном порядке осматривает врач-терапевт.
— Кто входит в эту бригаду?
— Врач-терапевт, процедурная медицинская сестра, медсестра функциональной диагностики и в случае необходимости на дом выезжают узкие специалисты: неврологи, кардиологи, дерматовенерологи, хирурги. Врач-терапевт осматривает пациента и назначает дополнительное обследование. В течение нескольких дней специалист приезжает на этот адрес.
— Есть эффект от такой целенаправленной активной профилактической работы?
— Любая профилактическая работа позволяет снизить заболеваемость. Поэтому наша медицина сегодня в большей степени направлена как раз на профилактическую деятельность. Это нужно, чтобы не допустить развития, в первую очередь, опасных заболеваний, поймать их на ранних этапах, и приучить население следить за своим здоровьем, относиться к этому более ответственно.
— К диспансеризации население постепенно привыкает?
— Она идёт во всех лечебных учреждениях по принципу участковости: каждый участковый врач в начале года составляет список людей, которые подлежат диспансеризации именно в этом календарном году. По этому списку пациентов приглашаем в поликлинику. Диспансеризация проходит в два этапа: на первом пациент проходит комплексное обследование, а если выявлено заболевание или есть подозрение на какое-то заболевание, он проходит второй этап диспансеризации — дополнительное обследование. Наши пациенты проходят флюорографию, маммографию, мы делаем биохимические анализы. Каждый пациент заполняет анкету, на основании этих данных можно видеть, какой минимальный объем обследований необходим.
Раньше было трудно убедить человека, приходилось его по несколько раз вызывать и долго объяснять, что диспансеризация — это не наш каприз, что это совсем не лишнее, как многие думают. Но в этом году мы заметили положительную тенденцию, люди стали больше заботиться о своем здоровье. Это даже стало модно — беречь здоровье, регулярно ходить к врачу. Тут большую роль сыграли, конечно, средства массовой информации, рубрики, посвященные теме здоровья, есть практически в каждой газете, об этом много информации в интернете. И наши врачи активно ведут разъяснительную работу с каждым пациентом. Это дало результат: процент обследований в рамках диспансеризации пошёл в рост.
— Сейчас каждый может выбрать себе учреждение, которое ему больше нравится, в вашем полку пациентов убыло или прибыло?
— Пациентов у нас стало больше. Они идут к нам, потому что видят, что есть хорошая оснащенность оборудованием и достаточное кадровое обеспечение: есть и кардиологи, и дерматологи, и хирурги, и неврологи, и отоларингологи, и окулисты. В двух поликлинических корпусах, и на Литейной и на Ульянова, полный комплект специалистов.
— То есть выполняется главное требование — ваши специалисты доступны. А как вы делите — кому куда обращаться?
— По участкам. Каждый доктор знает своих пациентов. Но благодаря хорошей укомплектованности кадрами у нас и хорошая взаимозаменяемость. Врачи ведь тоже могут заболеть. В этом случае объем работы у коллег слегка увеличивается на непродолжительное время, но пациенты этого практически не замечают.
— Такого не бывает, чтобы кого-то не хватало… И участковых врачей у вас полный комплект?
— Кадровый вопрос у меня всегда под номером один. У нас укомплектованность участковыми терапевтами составляет восемьдесят пять процентов. Сейчас проходит обучение врач-невролог, который скоро пополнит ряды нашего коллектива, в этом году к нам пришёл очень хорошо подготовленный врач-эндокринолог. На отличном счету физиотерапевтическая служба — она действует в двух корпусах с хорошей нагрузкой. Единственное узкое место в этом плане — онкология. Работает врач-онколог, но по совместительству, а нам, конечно, хотелось бы иметь полноценную ставку. Заболеваемость в онкологии растет, на этом направлении расслабляться никак нельзя. Мы дали заявку, ждем молодого специалиста в следующем году.
— Никакого ажиотажа у дверей кабинетов врачей… Как вам это удалось?
— Запись на прием к врачу ведется несколькими способами: через инфомат, от врача к врачу, по интернету, по телефону регистратуры и по талонам. Все больше пациентов предпочитают записываться через интернет, но очень удобная форма «от врача к врачу», когда твой терапевт сам тебя записывает, например, к неврологу, это как бы дает дополнительную гарантию. Люди приходят к своему времени, очередей практически нет. Также в электронной форме мы делаем и направления в областные лечебные учреждения — в областную консультативную поликлинику Брянской областной больницы №1, в Брянский клинико-диагностический центр. Плановые больные направляются на стационарное лечение, они также знают заранее, на какой день и на какое время запланирована госпитализация. Направление в электронной форме дает возможность сэкономить время не только самому пациенту, но и доктору — у него на дисплее виды все данные на этого пациента.
— Даже больничный лист теперь электронный…
— Мы вступили в программу выдачи электронных больничных листов и уже выдали их почти полторы сотни. На своем рабочем месте доктор открывает и закрывает больничный лист, он поступает в фонд социального страхования, а потом к работодателю.
— Все довольны новой формой?
— Да — и врачи, и пациенты. Были, конечно, небольшие проблемы на начальном этапе, но по ходу работы мы их решили, все недостатки на сегодня устранены. Единственное, чего хотелось бы пожелать — чтобы в этот процесс включилось больше работодателей: если у них на предприятии нет такой программы, мы не можем выписать электронный больничный лист его сотрудникам. С первого июля этого года мы работаем с БМЗ — отработали всю методику выдачи больничных листов в электронном виде.
— Другие лечебно-профилактические учреждения перенимают ваш опыт?
— Сейчас все переходят на выписку больничных листов в электронной форме, поэтому к нам приезжали коллеги из областных учреждений, изучали наш опыт. С первого января все вступают в эту программу и должны в ней работать.
— Качество оказываемой медицинской помощи на уровне поликлиники — это что?
— Это очень обширное понятие. Это и доступность специалистов — каждый пациент должен попасть к врачу по талону не позднее часа с момент записи на прием; все обследования пациент должен проходить бесплатно — даже те обследования, провести которые в поликлинике нет возможности, потому что их нет, оплачиваются через систему ОМС: мы заключаем договор с теми лечебными учреждениями (например, с Брянским клинико-диагностическим центром), где такие обследования проводятся, и направляем пациентов в эти учреждения, и там им эти обследования делаются бесплатно, а между лечебными учреждениями идут взаимозачеты…
— Четвёртая городская поликлиника и вторая детская городская поликлиника в пилотном проекте «Бережливая поликлиника», они как бы первопроходцы, вам тоже предстоит вступить в этот проект.
— Да, с нового года все лечебные учреждения будут работать еще бережливее, чем прежде. Мы готовы к этому, сейчас осталось только приобрести мониторы, на которых будет указываться номер очереди пациента, номер кабинета, дополнительная необходимая информация. Это современная норма. И надо идти в ногу со временем, не отставать.
— Платные медосмотры дают вам дополнительную копейку?
— Медицинские осмотры проходят на платной основе. Заключаем договор на обслуживание и проводим осмотры не только на своей территории, но и выездные. На БМЗ проводим профилактические осмотры и направляем выездные бригады непосредственно в цеха предприятия, на их здравпункты. Заработная плата врачей и медицинских сестёр складывается из двух составляющих: она зависит от оплаты по системе ОМС и от доходов от платных услуг. Поэтому платные услуги имеют для нас большое значение.
— Роль среднего звена растёт? Больше доверяете сложной работы медсёстрам?
— Мы очень плодотворно сотрудничаем с нашими медицинскими учебными заведениями — с Брянским базовым медицинским колледжем и Брянским медико-социальным техникумом, студенты проходят практику на нашей базе, мы видим, кого берём — не покупаем «кота в мешке». Закрепляем за ними наставников. Опытные специалисты занимаются с теми, кто приходит на практику. Могу уверенно сказать, что сейчас подготовка специалистов среднего звена организована на очень хорошем уровне. В этом году к нам пришли работать две выпускницы, и мы очень ими довольны.
— Что они могут — не больно уколы делать?
— Некоторые фельдшеры могут спокойно заменить и некоторых врачей. Уровень подготовки, повторюсь, очень высокий: у них хорошо развито логическое мышление — это важно, они очень грамотно работают в доврачебных кабинетах, хорошо и качественно оказывают неотложную медицинскую помощь.
— Что в планах на 2018 год?
— Учитывая усиление профилактической направленности, хотим расширить отделение профилактики на Ульянова, 37-а. Для того чтобы пациентам было удобно, перенесем всё на первый этаж — доврачебные и смотровые кабинеты будут в одном месте.
Ведём переговоры с БГУ на аренду в университете помещения, хотим перевести центр здоровья в отдельное здание — ближе к центру Бежицкого района. Это удобнее для всех наших пациентов, но, что я считаю очень важно, центр здоровья будет в шаговой доступности для студенческой молодежи — это ведь наше будущее. Мы как бы выдвигаемся на передний край, идём навстречу и новому поколению. Сегодня становится престижным вести здоровый образ жизни, а заглянуть в центр здоровья, который рядом, минутное дело. Хорошо понимают это и помогают нам руководители учебных заведений — уже сейчас они направляют в центр здоровья своих студентов, подсказывают им правильную дорогу, и очень большой процент молодежи благодаря этому держит здоровье под контролем.

— Беседовал
Владимир ВОЛКОВ .
Фото автора .
 
По теме
Студенты Новозыбковского медколледжа провели просветительскую работу на улицах города - Газета Маяк Учащиеся 3 курса отделения «Лечебное дело» в связи с объявленной Минздравом РФ «Неделей отказа от зависимостей» на практическом занятии обсудили вопросы распространения и употребления психоактивных веществ и разработали
Газета Маяк
В Брянске студента из Таджикистана задержали за оправдание терроризма - БрянскToday.Ru На два месяца он взят под стражу Бежицкий районный суд Брянска рассмотрел ходатайство следствия об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении несовершеннолетнего гражданина Республики Таджикиста
БрянскToday.Ru
ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ - Администрация г. Новозыбков ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на территории Брянской области на 29 марта 2024 года 1.1.
Администрация г. Новозыбков
Диспансеризация взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья - ГБУЗ Трубчевская ЦРБ Президент объявил 2024 год годом семьи. Одними из ключевых задач становятся укрепление репродуктивного здоровья, формирование моды на многодетную семью, создание условий для рождения первых детей в молодых семьях,
ГБУЗ Трубчевская ЦРБ
Встреча студентов ПК БГТУ с участниками СВО - БГТУ 22 марта 2024 прошла встреча в Политехническом колледже БГТУ. Урок мужества со студентами провели ветераны боевых действий, участники СВО Алексей Воловой и Василий Барсуков.
БГТУ