1 апреля 2016 года Распоряжением Правительства РФ утвержден план мероприятий ("дорожная карта") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в РФ на 2016-2017 годы.
Планом предусмотрено внедрение дифференцированного подхода к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения субъектами хозяйственной деятельности вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, который позволит существенно повысить эффективность расходования ресурсов на функционирование контрольно-надзорных органов путем сосредоточения усилий инспекторского состава государственного надзора на наиболее значимых объектах.
Введение дифференцированного подхода к осуществлению Управлением контрольно-надзорной деятельности в 2016 году проходило в следующих направлениях.
Сокращение количества подконтрольных субъектов и отказ от всеобъемлющего контроля, при котором контрольным мероприятиям подлежат все субъекты.
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны Управления, за период 2014 – 2016 годы существенно не менялось. Изменению подвергся «качественный» состав объектов, причиной чего явилась динамика развития с/х в части животноводства подконтрольных регионов.
При этом в ходе осуществления Управлением контрольно-надзорной деятельности в отношении стабильно работающих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сформирована истории взаимодействия подконтрольного субъекта с контрольным органом, что позволило провести дифференциацию около 80% хозяйствующих субъектов с точки зрения потенциального риска осуществляемой деятельности. Проведенная в 2016 году работа по внедрению системы управления рисками позволила сформировать оптимальный план проверок на 2017 год, учитывающий заданные ограничения.
Сокращение количества проверок и снижение административного давления на бизнес при одновременном повышении уровня защищенности охраняемых законом ценностей.
Анализ количества контрольно-надзорных мероприятий, проведенных Управлением в 2016 году показал:
Снижение общего количества проверок на 47% (2022 проверок в 2015 году, 1079 проверок в 2016 году).
Снижение количества плановых проверок на 67% (1043 плановых проверок в 2015 году, 335 – в 2016 году) за счет ограничений в проведении проверок субъектов малого и среднего бизнеса.
Снижение количества внеплановых проверок на 26% (979 внеплановых проверок в 2015 году, 724 – в 2016 году).
При этом в разрезе видов внеплановых проверок динамика такова:
| 2015 | 2016 |
Вид внеплановой проверки | Доля проверок данного вида | Доля проверок данного вида |
проверки по контролю исполнения предписаний | 786 (80%) | 558 (77%) |
по поступившим заявлениям | 20 (2%) | 41 (6%) |
по иным основаниям в соответствии с законодательством | 80 (8%) | 73 (10%) |
в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ | 86 (9%) | 28 (4%) |
в соответствии с требованиями органов прокуратуры | 7 (1%) | 24 (3%) |
Некоторый рост отмечен в отношении проверок, инициированных извне (требования прокуратуры, заявления), тогда как в целом прослеживается тенденция к уменьшению числа внеплановых мероприятий.
П ереход от оценки результативности контрольно-надзорных мероприятий, основанной на количестве выявленных нарушений и размере санкций, к оценке эффективности контрольно-надзорной деятельности, основанной на приведении деятельности хозяйствующего субъекта в соответствие с обязательными требованиями.
Показатели | 2015 | 2016 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных | 3618 | 3102 |
Общее количество юридических лиц и индивидуальных | 1146 | 324 |
Общее количество юридических лиц, индивидуальных | 640 | 297 |
Эффективность | 56% | 91% |