Московский ученый рассказал в Брянске о сверхзадачах учителей 

Московский ученый рассказал в Брянске о сверхзадачах учителей 
Фото: www.bragazeta.ru

Прошедший в гимназии № 4 Брянска региональный конкурс «Учитель года – 2018» был отмечен участием в нём в качестве лектора-проводника и популяризатора современных подходов в развитии образования, профессора кафедры педагогических технологий непрерывного образования Московского городского педагогического университета, доктора педагогических наук, кандидата исторических наук Андрея Иоффе. Уже третий он приезжает в Брянск, чтобы поделиться своим опытом и наработками. Интервью с ученым опубликовала «Брянская учительская газета» .

— Андрей Наумович, в основе образовательного процесса, как вы считаете, — коммуникация. А с чего, по-вашему, начинается педагогика?

— С того, что учитель сам находит смысл и интерес в том, что преподаёт, и умеет заинтересовать этим. Если учитель может передать интерес детям, педагогика будет развиваться. Как, кстати, и сам учитель, ведь в основе его интереса — интерес к собственному развитию. Образование — это не только формальное освоение программы. Оно предполагает стремление меняться и интерес к миру в разных его проявлениях.

— То есть учитель должен и сам учиться.

— Да, конечно.

— Социальным проектированием тоже можно увлечь, если сам педагог проявляет к этому интерес. Вам знакомо это направление работы с детьми, и хотелось бы узнать, как оно должно развиваться, ведь гражданское воспитание очень важно сейчас, в условиях нестабильной международной обстановки. Как вы оцениваете эту работу на Брянщине?

— Брянская область долгие годы активно участвует в гражданском образовании, движении, Николай Степанович Коваленко возглавляет эту работу. Есть уже большой опыт. Им поделились в Совете Федерации РФ не только брянские представители граждановедения, но и дети — учащиеся из Дятьковского района. Считаю, что социальное проектирование нуждается в поддержке на всех уровнях, в том числе политической. Власти должны показывать, что это важное мероприятие. Потому что гражданин начинается с того, что изменяет жизнь вокруг. Конечно, важно, чтобы человек знал символы, праздники, был патриотом своей страны. И, на мой взгляд, уже минимальное проявление патриотизма в том, что ты что-то делаешь для окружающих и меняешь жизнь практически. Направленность акции «Гражданин России» на практическую составляющую очень нужна. И на Брянщине это всегда было значимым направлением. Надеюсь, таким и останется.

— Вопрос как к историку. Какой должна быть концепция при составлении учебника истории с целью выработки наиболее совершенного варианта?

— Учебники, наверное, никогда не будут совершенными. Тем более по истории. Историки шутят: «Россия — страна с непредсказуемой историей». Кроме того, на историю смотрят с разных позиций, по-разному интерпретируют события. Я считаю, что преподавание истории должно, во-первых, будить мысль, показывать, что есть разные взгляды, не расставлять всё на плюсы и минусы. Во всех процессах видеть и положительное, и трагичное. И понимать, что трагедии — большие уроки для нас. Это исторический опыт, который мы должны учитывать независимо от того, положительный он или трагичный. И второе. В истории за событиями не забывать человека, его жизнь, интересы. Надо показывать, что история, в которой много повторяющегося, поможет нам знать то, что происходит сегодня. А самое главное, на мой взгляд, следующее. Вот дети спрашивают, зачем изучать историю? Мне кажется, история — предмет, который скорее не учит тому, что было раньше, а позволяет понять, что происходит внутри каждого из нас. У каждого человека есть своя история — свои революции, реформы, свои войны, дипломатические отношения… И вот умение увидеть на примере истории, какую цену будешь платить за войну, за революцию, за любые изменения, понимая, что ты не можешь быть в одном состоянии, ассоциируя себя с каким-то историческим процессом, очень важно.

— Вы состояли в жюри Всероссийского конкурса «Учитель года», и в связи с этим интересно узнать, что вы думаете о брянских финалистах-участниках и о дальнейшем развитии главного учительского конкурса?

— Последние годы, к сожалению, мне не доводилось видеть брянских представителей на Всероссийском конкурсе, потому что уже не являюсь членом жюри. Но в конце 90-х годов, когда был в жюри, хорошо запомнил учителя истории Сергея Сергеевича Сехина, представлявшего Брянскую область. Сейчас он директор московской школы. Он попал в число пятнадцати лучших конкурсантов. Знаю Олега Геннадьевича Парамонова, в 1993 году ставшего абсолютным победителем конкурса. Мы лично знакомы. Мы друзья, периодически ездим на семинары, проводим их. У нас замечательные отношения. Хочу сказать, что в Брянске серьёзно подходят к конкурсу. А результаты не должны быть обязательно «лидирующими», но должны сказываться на развитии системы образования. Прошлогодний ваш победитель, к примеру, является членом жюри регионального конкурса и участвует в развитии образования, помогает брянским учителям. Значимы не первые, вторые, пятые места, а приобретённый опыт. Конкурс — это борьба не за первое место, а за лучшее представление своей практики в данном формате, и всё. И, конечно, настрой, энергетика, группа поддержки влияют на результаты. Многое должно совпасть, но это не всегда предполагает стопроцентный результат. Но надеяться на него тоже надо, хотя цель не победа, а получение опыта и удовольствия от самореализации. Что касается перемен, перспектив… Предлагают, чтобы все участники показывали мастер-класс. Хорошо бы представить занятие — педагогическую импровизацию, отвечающую требованиям метапредметности. Может быть, в конкурс надо включать обсуждение со школьниками. Как это сделать технически, другой вопрос. Но конкурс уже меняется. Появилось задание «Образовательный проект», задание для групповой работы педагогов, «Круглый стол»… Конкурс не стоит на месте, он развивается. Жизнь сама будет подсказывать, как и в каком направлении.

— Что вы скажете о задачах, связанных с реализацией ФГОС и профессионального стандарта «Педагог»?

— Конечно, сейчас есть много мифологического в реализации ФГОС. Говорят, что учитель не должен объявлять тему занятия, он не должен оценивать, всё должны делать дети… Но если мы возьмём документ, то увидим, что во ФГОС это не написано. Это интерпретация. Даже очень модного понятия «технологическая карта» в самом стандарте нет. Надо отделить стандарт от его интерпретации. И понять, что особенно важно. А важно, чтобы результаты — предметные, метапредметные, становились личностными. Но выходя за рамки предмета, не забывать о глубине.

Стандарт «Педагог» постоянно откладывается. Сейчас перенесён на 2019 год.

— Из-за формалистской подачи во многом?

— Пожалуй. Считаю, говоря и о ФГОС, и о стандарте «Педагог», что стоит сделать стандарт с минимальными требованиями, так как максимальный их объём требует от педагога слишком многого…

— Не учитывая задачи повышения престижа профессии, заработка…

— Да.

— Каким всё же должен быть педагог XXI века?

— Дам два ответа. Первый: надеюсь, что педагог должен быть, потому что некоторые уже считают, что эту работу целиком возьмут на себя компьютеры, роботы-организаторы образовательного процесса. Но я считаю, что без педагога невозможно развитие молодого поколения и общества дальше. И второй ответ. Педагог - человек, который понимает своих коллег, учеников, умеет их «слышать» и не воспринимает людей как помеху в его жизни. И он стремится помочь, желает добра. Не хочет в чём-то уличить, наказать. И когда он даже ставит «двойку», то делает это из соображения добра, хочет, что бы ты продвигался. Он всегда интересен как личность. Да, поколения сильно меняются, меняются их знания. Но очень важно, будучи даже не таким технически подготовленным и грамотным, уметь общаться, быть интересным, понимающим и поддерживающим.

— Это напоминает о традициях советской школы.

— Меняются внешние факторы, декорации, а суть остаётся одна и та же, хоть в Древней Греции, хоть сейчас. И если ученику неинтересно на уроке, это вопрос к учителю. А в широком плане и педагог тоже ученик. Учимся друг у друга.

— Личный вопрос. При упоминании фамилии Иоффе возникают образы замечательных отечественных деятелей, проявивших себя в разных сферах жизни. Вы не из их рода?

— Я из обычной рабочей, отнюдь не из профессорской семьи. Папа — москвич, отец его — участник войны - погиб при переправе через Вислу. Мама родилась в Орловской области, в Ливенском районе. В семье не было никого с высшим образованием, но среди дальних родственников были, причём с образованием учительским.

— Вы бываете не только в Брянске, встречаясь с педагогами, и на своём примере показываете преимущества коммуникативности, ведь слушают вас всегда с большим интересом. Ждём вас у себя снова с новыми темами и разработками.

Фото: Игорь Такунов

 
По теме
Отбиравшие квартиры у доверчивых брянцев мошенники выявили дыры - Газета Брянские новости Фото: УМВД Володарский районный суд Брянска рассмотрит уголовное дело супругов и их сообщника – 45-летнего члена избиркома Смоленской области, которые обвиняются  в крупном мошенничестве .
Газета Брянские новости
Диспансеризация взрослого населения репродуктивного возраста по оценке репродуктивного здоровья - ГБУЗ Трубчевская ЦРБ Президент объявил 2024 год годом семьи. Одними из ключевых задач становятся укрепление репродуктивного здоровья, формирование моды на многодетную семью, создание условий для рождения первых детей в молодых семьях,
ГБУЗ Трубчевская ЦРБ
Встреча студентов ПК БГТУ с участниками СВО - БГТУ 22 марта 2024 прошла встреча в Политехническом колледже БГТУ. Урок мужества со студентами провели ветераны боевых действий, участники СВО Алексей Воловой и Василий Барсуков.
БГТУ